Со 2 по 13 февраля 7-11 классы учатся дистанционно

суббота, 18 апреля 2020 г.

8 класс. Тема 5: Учение о Высшей нервной деятельности



Перед началом изучения новой темы вспомните понятия рефлекс, условный и безусловный рефлекс.

Прочитайте параграф 53 и представленный  материал , посмотрите видео. Выполните задания.

«Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».

 В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закреплению изученной темы.


                     Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД
 Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) и Ивана Петровича Павлова (1849 - 1936).
  Образование условных рефлексов И.П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого – либо раздражителя, даже незначительного, с жизненно раздражителями (пища, боль, опасность) и становятся их сигналами. Выработка условного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя, в нашем примере – с зажигания лампочки. 

 Через некоторое время рефлекс слюноотделения на лампочку восстановится - произойдёт растормаживание. Однако если условный рефлекс не подкреплять и в дальнейшем, то вырабатывается тормозная временная связь, и голодное животное перестанет искать корм в кормушке. Из этого примера следует, что условные рефлексы могут быть как положительными, так и отрицательными, или тормозными. Благодаря образованию положительных и отрицательных условных рефлексов животное учится отличать сигналы важных событий от похожих на них раздражителей не имеющих такого значения.

Методы условных рефлексов
 С помощью метода условных рефлексов был открыт закон взаимной индукции, он заключается в том, что очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения, например сторожевая собака, спокойно поглощавшая свою порцию корма вдруг заметила приближение чужого человека. Она начинает лаять, рваться с цепи. Возникший очаг более сильного возбуждения затормаживает пищевой центр. В результате слюна перестает выделяться и собака временно забывает о корме.
 Бывают случаи, когда торможение вызывает противоположный процесс – возбуждение, так, уставшие за день дети, у которых в коре головного мозга начинается процесс торможения, вдруг начинают «буйствовать»: прыгать, смеяться, капризничать. Это объясняется тем, что очаги торможения в коре вызвали процессы возбуждения в подкорковых центрах, связанных с проявлением эмоций. С законом взаимной индукции связана смена образов при восприятии двойственных изображений.

 Торможение одного образа по закону взаимной индукции будет вызывать другой, конкурирующий образ. Разные формы торможения. И.М. Сеченов открыл центральное торможение, а И.П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врождённое и торможение условное, приобретённое в процессе жизни.

К врождённому торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. Например, если у собаки с выработанным рефлексом слюноотделения на горящую лампочку изменить условия опыта: и после включения лампочки дать звонок, слюноотделение прекратится.
 К приобретённому торможению относится внутреннее торможение, наступающее при не подкреплении условного рефлекса, например, при его угасании. Оно развивается в нейронах самой рефлекторной дуги условного рефлекса, и потому было названо внутренним. 
 Доминанта. Поведение определяется жизненными потребностями, все они проявляются периодически. Например, потребность в пище выходит на первый план, когда возникает ощущение голода и временно угасает при насыщении.
 При усилении потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Российский физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942) назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.
 Далее выступает ученик с докладом о жизни и деятельности А.А. Ухтомского.
 Доминантный очаг отличается рядом особенностей:
 он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения;
·         достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.

С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы как правило не замечаем того, чего не ожидаем увидеть (учащимся демонстрируется рисунок головного мозга, где вместо извилин изображены играющие дети).
 Таким образом, можно сделать следующий вывод: при всей сложности работы ЦНС основным элементарным принципом её функционирования является рефлекс. Деятельность коры больших полушарий, обеспечивающая поведение, т.е. индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям среды И.П. Павлов

  Заполните таблицу, запиши в тетрадь!

Объяснение особенностей ВНД
Ученый, предложивший
1. Высшая нервная деятельность?


2. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?


3. В результате чего возникает условное торможение?



4. Доминанта?


5. Каково значение доминанты в жизни?


6. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.


7. Какова связь доминанты с потребностями?



8. Закон Взаимной индукции



Проверь себя. Выполни тестовое задание
1. Какие из перечисленных признаков характеризуют безусловные рефлексы(1), а какие условные  (2):
А. Приобретённый
Б. Постоянный
В. Врождённый
Г. Временный
Д. Видовой
Е. Индивидуальный
Ж. Импринтинг

 2. Из перечня А – Д выберите и зашифруйте ответы на вопросы:
 А. Включение лампочки до опытов     
Б. Пища в полости рта
В. Включение лампочки во время кормления
Г. Выделение слюны на пищу во рту
Д. Выделение слюны на свет лампочки

1. Условный рефлекс
2. Безразличный раздражитель
3. Безусловный рефлекс
4. Безусловный раздражитель
5. Сочетание безразличного раздражителя с безусловным
6. Какой раздражитель возбуждает зрительную зону коры головного мозга?
7. При отсутствии какого условия происходит торможение условного слюноотделительного рефлекса?
8. Без каких раздражителей условный слюноотделительный рефлекс не образуется?
9. При каком условии образуется временная связь между зрительной и вкусовой зонами коры головного мозга?
10. Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры головного мозга?