Посмотреть видео, прочитать параграф 31. Выполнить задание в тетради.
1. Запишите в тетрадь термины и понятия.
Каждый вид растений приспособлен расти только с определенными другими растениями. Совместно произрастающие растения формируют растительное сообщество, или фитоценоз.
Примеры растительных сообществ: конкретные луг, лес, болото. При этом,
например, березовый лес — это один тип сообщества, а еловый — другой.
Растительное сообщество (фитоценоз) — это совокупность растений,
произрастающих на одном участке земной поверхности, приспособленные к
совместной жизни и влияющие друг на друга и окружающую среду.
Не следует путать понятия фитоциноз (растительное сообщество) и флора.
Под флорой понимают совокупность растений, произрастающих вообще на
какой-либо территории (страны, региона, континента). В этой совокупности
растения не рассматривают во взаимосвязи. Так, уместно говорить о флоре
России, флоре Кавказа и т. п. Флора скорее ближе понятию
растительности, под которой понимают совокупность всех растений
сообществ на конкретной территории.
В растительных сообществах выделяют ярусы. Наибольшее
количество ярусов наблюдается в лесу. Первый и второй — это кроны разных
по высоте и теневыносливости деревьев, третий — кустарники, четвертый —
травы, пятый — мхи, грибы, лишайники. Ярусность характерна и для коней
растений. У одних корни находятся близ поверхности, у других — глубже.
2. Назовите факторы влияющие на развитие фитоценоза.
3. Приведите пример ярусности дубравы.