Со 2 по 13 февраля 7-11 классы учатся дистанционно

понедельник, 30 марта 2020 г.

7 класс, Задание 2

Эволюция нервной системы

Прочитайте текст и выполните задания.


Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - характерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.


Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объединяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма.

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток- нейронов, которые способны улавливать сигналы внешней среды, трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. 
В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки.


Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раздражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. Например, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда. Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом.  Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), сокращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.

Нервная система беспозвоночных животных 










У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). 

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг - центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних органов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозжечок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков.  

Работа по заданиям.

Задание 1. Сравнение нервной системы рыб и земноводных. Вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: ::::::.., ::::::., ::::::., ::::::., ::::::. Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ::::. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.
В головном мозге земноводных имеется : отделов, но значительно развития достигает ::::::. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии ::::::.

Задание 2. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся. Восстановите соответствие.
А. Земноводные      Б. Пресмыкающиеся
1.В головном мозге имеется 5 отделов
2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок
3. Слабое развитие мозжечка
4. Хорошо развит передний мозг
5. Промежуточный мозг почти не виден

Задание 3. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц. Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 
Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

Задание 4. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих. Исключите лишний элемент в тексте.
Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:
Развития больших полушарий головного мозга;
Хорошего развития промежуточного мозга;
Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;

Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:
Кора имеет извилины и складки;
Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
Мозжечок и средний мозг развиты слабо.